ИЗ ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ
ИСТОРИЯ ЗЕРКАЛА
Пожалуй, зеркало – это то, без чего представить жизнь человека сейчас невозможно. Но несколько тысяч лет назад зеркала производить не умели, и для древних людей ими служили…реки, пруды, озёра и другие водные поверхности, в которые те смотрелись, не всегда понимая, что видят собственные отражения.
Время шло, человечество развивалось. В старину женщинам тоже хотелось прекрасно выглядеть. А как поймёшь, хороша ли ты сегодня? Конечно, нужно посмотреть на своё изображение. И вот для этого люди придумали полировать камни – горный хрусталь, обсидиан, пирит. Видно было себя в этих зеркалах плохо, но хоть какое-то представление о своей внешности человек получал. Первое такое зеркало было обнаружено на территории Турции. Археологи считают, что ему примерно 7500 лет.
Когда люди научились полировать металл, то появились золотые, серебряные и бронзовые зеркальные диски. Но они не передавали цвета, и женщина не могла кокетливо пожаловаться: «Ах, какая я сегодня бледная!». К тому же металлические зеркала быстро окислялись, и их постоянно приходилось чистить. Но всё же ими пользовались эллины, римляне и древние египтяне. Одно из свидетельств использования металла как зеркала мы находим в древнегреческом мифе о Персее и горгоне Медузе. Герой должен был сразиться с Горгоной – чудовищем с женским лицом и змеями вместо волос. Один только взгляд её был способен превратить Персея в камень. Поэтому юноша заслонился от Медузы медным, блестящим, как зеркало, щитом и, наблюдая в нём за отражением своего врага, смог отрубить злодейке голову.
Металлические зеркала просуществовали несколько веков. И лишь в 1279 году итальянский монах- францисканец Джон Пекам придумал способ изготовления стеклянных зеркал. Оказалось, что поверхность нужно было просто покрыть тонким слоем сплава свинца с сурьмой. С XIV века сплав свинца с сурьмой, заменили на оловянную амальгаму. Её получали, наливая ртуть на лист фольги.
Первыми освоили производство стеклянных зеркал искусные мастера из Венеции. Стоили их изделия очень дорого и приносили огромные доходы. Поэтому в 1454 году в Венеции был издан закон, в котором говорилось, что если специалисты по изготовлению зеркал выдадут секрет иностранцам, то будут казнены. А тем мастерам, которые уедут за границу, обещали сурово наказать их родственников.
Со всех концов мира прибывали в Венецию корабли за зеркалами. У местных мастеров было столько заказов, что они просто не успевали их выполнять. И так очень высокие цены на зеркала продолжали расти. Картины самых знаменитых европейских художников стоили в те времена в десятки раз дешевле, чем стёкла того же размера, покрытые ртутной амальгамой.
Наличие зеркал стало определять богатство знати. В доме французского купца и министра финансов герцогства Бургундского висело самое большое зеркало. Даже король приезжал к нему завистливо полюбоваться на это чудо.
Богатые женщины украшали свои наряды маленькими зеркалами. А французская королева Анна Австрийская появилась однажды на дворцовом балу в платье, на котором было прикреплено множество кусочков зеркал. В зале горели свечи, в их свете платье королевы так ярко переливалось, что глазам было больно смотреть.
Зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег. И министр финансов Жан-Батист Кольбер понял – стране не вынести таких расходов. Тогда он послал в Венецию людей, которые подкупили местных специалистов и вместе с семьями перевезли их во Францию. Так удалось узнать секрет венецианских мастеров. После этого во Франции была построена зеркальная фабрика. Теперь эти стеклянные изделия стали стоить значительно дешевле, и они смогли появляться в домах и не очень богатых горожан.
Считается, что первым изобразил зеркало в живописи голландский художник Ян Ван Эйк. Сделал он это в середине XV века. В картине «Портрет четы Арнольфини» художник очень интересно использовал изображение зеркала, которое как бы расширяет пространство. В нём видны спины супругов, фигуры самого художника и ещё двух человек.
В Россию, ещё до того, как мы сами научились их изготавливать, зеркала поступали из-за границы. Но, как и в некоторых других странах, в Средние века русское духовенство запрещало ими пользоваться. Особенно строго наказывались за это священники.
Тогда зеркала вообще считались чем-то таинственным и страшным. Простой народ думал, что если зеркало разобьёшь, то семь лет подряд будешь несчастен. Спастись, считали они, можно только одним способом – извиниться перед зеркальными осколками и торжественно захоронить.
Были приняты и гадания на зеркалах. Например, на зеркальной поверхности рисовали 13 крестиков. По обе стороны от зеркала устанавливали свечи. На столе обязательно должны были находиться стакан с водой и щепотка соли. Нужно было зажечь свечи и 13 раз произнести «Зеркало- озеро, соль- слёзы, огонь- сила, скажите, что меня ждёт в будущем». Затем необходимо было съесть соль и запить её водой. Если в зеркале при этом ничего не показывалось, то следовало молча лечь спать. Считалось, что во сне обязательно будет дан ответ на этот вопрос. Существовало и много других способов гаданий на зеркалах.
В России первые зеркала начали изготавливать в начале XVIII века, при Петре I. Мастера научились делать их таким огромным, что многие европейские монархи заказывали зеркала именно у нас.
Но до середины XIX века работающие на таких производствах рабочие нередко тяжело заболевали из-за ядовитых паров ртути. Происходило это до тех пор, пока французский учёный Пти-Жан не придумал заменить ртутную амальгаму серебряной.
Прошло то время, когда зеркала использовались лишь для того, чтобы в них смотреться. Уже лет сто минуло с тех пор, как их начали применять и в технике. Они используются при изготовлении фотоаппаратов, телескопов, микроскопов, биноклей, прожекторов и многих других устройств. С помощью зеркал научились собирать солнечную энергию, которую используют для повышения сельскохозяйственных урожаев, варки металла, нагрева воды.
|