В 1930- 1940-е годы военными умами завладела концепция создания летающих танковых армад, внезапно появляющихся во вражеском тылу. Дело оставалось за малым – создать летающий танк.
ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК КРИСТИ

Идею летающего танка предложил в 1932 году американский инженер Джон Уолтер Кристи.
Кристи предполагал установить на свой танк М 1932 крылья и хвостовое оперение. На крыле спереди располагался воздушный винт. Танк разгонялся сначала на гусеницах, затем привод переключался на воздушный винт, и по достижении скорости в 130 км/ч происходил взлет.
По мнению автора проекта, танк мог сесть прямо на поле боя, сбросить крылья и с ходу вступить в бой. Американская пресса писала: «Эта настоящая летающая крепость вооружена 75- миллиметровым орудием… Танк готов к защите Америки от любых нападений».
Однако осуществить проект на практике так и не удалось. Он не нашел поддержки в Министерстве обороны США, а танк Кристи М 1932 был куплен нашей страной (именно на его основе в СССР были разработаны колесно- гусеничные танки серии БТ).
В Советском Союзе схему Кристи скопировал и доработал авиаконструктор Арам Рафаэлянц. Планер был спроектирован на базе танка БТ-2. Толкающий воздушный винт приводился во вращение двигателем танка.
После анализа проекта, проведенного НИИ ВВС, стало ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для того, чтобы танк сколько-нибудь приемлемо летал. Кроме того, серьёзной проблемой стала бы и подготовка танкистов – летчиков. Поэтому дальнейшие работы по этому проекту прекратили.
ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК МАС-1

В мае 1937 года инженер Михаил Смалько на базе легкого танка БТ-7 разработал проект летающего танка со складными выдвижными крыльями, хвостовым оперением и воздушным винтом. Танк получил обозначение МАС-1 (Малый авиационный Смалько, первый), или ЛТ-1 (летающий танк, первый)
Крылья машины состояли из двух половин, наружной (броневой) и выдвижной. Броневая половина крыла крепилась к корпусу и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, а внутренняя половина выдвигалась наружу специальным механизмом.
Убирающийся хвост крепился на особых каретках внутри танка и с помощью специального механизма выдвигался и убирался одновременно с крыльями. Винтовая установка на поле боя убиралась под бронированные щитки в носу танка. Корпус танка был переработан для улучшения аэродинамических свойств.
По расчётам конструктора, крейсерская полетная скорость составляла около 200 км/ч., высотный потолок – 2000 м, а дальность полёта – около 800 км(что было весьма приличным достижением даже для самолётов того времени).
Был изготовлен полноразмерный деревянный макет машины, однако вскоре проект был призван неосуществимым, и работы над ним были прекращены.
ПЛАНЕР А-40 («КРЫЛЬЯ ТАНКА»)

Ближе всех смог приблизиться к реально летающему танку советский авиаконструктор Олег Антонов. В 1941 году коллективу Антонова была поручена разработка планеров для доставки грузов партизанам.
Во время работы над этой задачей у Антонова возникла идея объединить планер и легкий танк. Для испытаний использовался серийный легкий танк Т-60. Предполагалось, что танк – планер будет отцепляться от самолета- буксировщика за 20-30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. После приземления поворотом одной рукоятки планер сбрасывался – и Т-60 мог тут же идти в бой.
Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня была развернута пушкой назад. Механик-водитель должен был проходить начальную подготовку летчика.
Машину спроектировали всего за две недели и построили на планерном заводе в Тюмени. Она получила название КТ ( 2Крылья танка»), или «планер А-40).
Планер перевезли в подмосковный Жуковский для испытаний. Проводил их летчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3.
Первый и последний настоящий полет состоялся 2 сентября 1942 года. Анохин вспоминал: «Всё было терпимо, хотя было непривычно сидеть с парашютом в танке. Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Вот уже прицеплен буксировочный трос. В смотровую щель видно, как из-под винтов самолёта поднялось облако пыли. Буксир натягивается. Летающий танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево- машина в воздухе. Выравниваю её. Мы стремительно набираем высоту. Легонько трогаю рули. Танк послушно отвечает на мои движения».
Однако из-за большого аэродинамического сопротивления планера скорость подъема аэропоезда оказалась недостаточной, и он едва достиг высоты 40 метров.
Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей самолёта, что могло привести к их перегреву. Анохин отцепился от буксировщика и пошел на посадку на ближайший аэродром Быково.
После приземления лётчик, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома. Там не были предупреждены об испытаниях, и в связи с приземлением необычного летательного аппарата была объявлена воздушная тревога. Расчет занитной батареи вытащил испытателя из танка и «взял в плен». Отпустили «шпиона» только с прибытием аварийно- спасательной команды. Первый в мире полёт крылатого танка был благополучно завершен.
По результатам полета был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает. Из-за отсутствия других подходящих для данной цели бомбардировщиков эта интересная работа не имела продолжения. Тем не менее испытательный полёт показал, что идея летающего легкого танка вполне осуществима.
С появлением в 1950 –е годы тяжелых военно- транспортных самолетов с большими грузовыми кабинами, способных перевозить не только легкие танкетки, но и средние и даже тяжелые танки, а также мощных парашютных систем вопрос о «крылатом танке» был снят окончательно.
ЗЕМНОВОДНЫЙ ПОДЛЕТАЮЩИЙ ТАНК Л-1.

В начале 1937 года под руководством выдающегося советского инженера и конструктора В.И. Левкова был разработан эскизный проект «земноводного подлетающего танка» на воздушной подушке. Была изготовлена модель в масштабе 1:4.
По оценке проекта специалистами, преимуществами летающего танка являются: большая скорость движения – 100 и более км/ч.; более высокая меткость стрельбы (отсутствуют продольные и поперечные колебания); лучшие условия работы экипажа; простота обслуживания (отсутствует ходовая часть); более высокая проходимость болот, водных преград, пустынь; возможность легкого получения плавучести.
Были отмечены и существенные недостатки: невозможность использования на сильнопересеченной и лесистой местности; затруднительность маскировки. Дальнейшего развития проект не получил.
Т 10 Shernan М4А2.
Одним из самых занятных образцов стал Т 10 Shernan М4А2. Танк Shernan лишился гусениц, а взамен обзавелся мощными тяжелыми катками, которые могли давить и подрывать мины без риска для собственной стальной «шкуры» (. Ходят слухи, что на испытаниях танка некоторые мины «пытались отползти»)
Проект имел некоторую «жизнь» в отличие от многих других инженерно- технических монстров.
Minenraumer «УНИЧТОЖИТЕЛЬ МИН»
Немецкий минный трал Minenraumer («уничтожитель мин») можно смело назвать одним из самых необычных образцов бронетехники Второй мировой войны.
Машина должна была проделывать проходы в минных полях. Принцип действия Minenraumer был весьма прост: предполагалось, что, наехав на мину одним из колёс, машина вызовет её детонацию. При этом 40- тонный монстр не должен был получить существенных повреждений.
Известно, что при проведении испытаний сама машина выдержала взрыв противотанковой мины, но испытатели получили контузию, и на этом испытания были закончены. В массовое производство проект не пошел.
Единственный сохранившийся экземпляр находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
|