СКОЛЬКО ЛЕТ БУМАЖНОЙ КНИЖКЕ?
- А знаешь ли ты, мой юный друг, что тебе очень повезло, что ты можешь вот так просто держать книгу в руках и легко переворачивать её страницы одним пальцем.
- Когда-то чтение книги было непростым занятием. Несколько тысяч лет тому назад вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали, а уж из них составлялись книги и даже целые библиотеки.

Одну такую библиотеку, принадлежавшую царю Ашшурбанипалу, который жил почти три тысячи лет тому назад, археологи раскопали там, где находилась столица древнего государства Ассирии.
В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках и нанизывали их на крепкую бечёвку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на щёлке, а последние две тысячи лет – на бумаге.
В древнем Египте тексты книг высекали на каменных плитах. Потом изобрели папирус. Спрессованные пластинки тростника склеивали в длинные ленты, до нескольких десятков метров. Хранили эти ленты свёрнутыми в свитки. Египетским папирусом как лучшим материалом для письма пользовались и в Древней Греции, и в Древнем Риме.
В древнем мире самой большой считалась библиотека в египетском городе Александрии. Её даже называли одним из чудес света.
Во II веке до нашей эры мастера в Пергамском царстве изготовили из кожи животных новый материал для письма – пергамент.
Папирус и пергамент были очень дорогими, поэтому черновики и простые письма в Греции и Риме писали заострённой палочкой – «стилем» - на деревянных дощечках, покрытых воском.
В средние века, когда основная масса народа была отброшена в мрак нищеты и забитости, грамотных людей было очень мало. Книги изготавливали только для избранных – королей, герцогов и прочей знати. Писали их от руки на листах пергамента, соединённых в тетрадки. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так появилась та форма книги, к которой мы привыкли.
Рукописная книга, украшенная рисунками – миниатюрами, приравнивалась к драгоценностям и стоила столько же, сколько целое поместье. Приобрести такую книгу мог далеко не каждый.
Но мир развивался, люди стремились к знаниям, и со временем книг требовалось всё больше. Переписчики книг уже не справлялись со своей работой. Наконец было изобретено книгопечатание.
Ещё в древности существовали печати с изображениями и надписями. Их вырезали на камне, металле или дереве. С помощью таких печатей можно было получить сколько угодно оттисков. Умели в древности печатать узоры и на ткани. Но прошло много веков, прежде чем люди догадались, что точно так же можно печатать и книги.
Первые такие книги появились в Китае почти полторы тысячи лет назад, а в Европе – спустя ещё почти тысячу лет. Их называли ксилографическими («ксило» - дерево, «графо» - пишу) и делали так: на гладкой деревянной поверхности писали зеркальное (обратное) изображение текста. Острым ножом мастер осторожно вырезал дерево в промежутках между буквами. Получалось рельефное, выпуклое изображение текста. Его смазывали краской, сверху накладывали пергамент или бумагу, и краска переходила с дерева на листы. Делать эти книги было нелегко. Попробуй-ка вырезать десятки тысяч букв на деревянных досках!
- У людей появилась мысль о том, как бы сделать печатную форму быстросборной, состоящей из отдельных букв.
Первые попытки создать такую форму были сделаны в Китае в XI веке. Простой кузнец Би Шэн делал из глины кубики с рельефным изображением иероглифов, потом обжигал их и составлял из них любой текст.
В Европе изобретателем книгопечатания был ИОГАНН ГЕТЕНБЕРГ. О его жизни известно очень мало. Родом он из города Майнца в Германии, но точно установить дату его рождения не удалось. Приблизительно - он родился в 1400 году. Став мастером в городе Страсбурге, Иоганн в глубокой тайне готовил своё изобретение.
Как известно, в XV веке каждую вещь делали отдельно, особо. И даже вещи, вышедшие из рук одного мастера, отличались друг от друга. А ведь чтобы составить печатную форму из отдельных букв-литер, надо все их сделать совершенно одинаковыми. Иначе ничего не получилось бы. И Гуттенберг добился своего.
На стальном брусочке – пуансоне – мастер вырезал зеркальное изображение буквы. Ударом молотка пуансон вгонялся в мягкую медь. Получалось углублённое прямое изображение буквы – матрица, которую потом заливали расплавленным металлом. Так изготавливали довольно быстро множество совершенно одинаковых литер, необходимых для печатания книги. Это самое главное изобретение Гуттенберга. Он первым постиг искусство правильно набирать книги, делать все строчки ровными и одинаковыми. Его Библия – один из лучших образцов печатного искусства.
В 1444 году, вернувшись в Майнц, Гуттенберг начал печатать книги, сначала маленькие и несовершенные. Потом он решил напечатать большую книгу и взял взаймы денег у богатого горожанина Фауста. Мастер не смог вовремя отдать долг, и всё его имущество, в том числе и первая напечатанная им большая книга – Библия, перешло в руки Фауста. Ещё несколько лет Гуттенберг работал, но оправиться от этого удара так и не смог.
К счастью, чудесное изобретение быстро разошлось по свету. Уже в 1464 году ученики Гуттенберга перенесли книгопечатание в Италию. Книги стали печатать во Франции, в Швейцарии, Испании, Чехии, Польше.
У нас в России первая типография была построена в Москве при царе Иване Грозном.
Устроение типографии поручили Ивану Фёдоровичу и его товарищу Петру Тимофеевичу Мстиславцу. Иван Фёдорович был образованным человеком. Он хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплётчиком.
Десять лет работали Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец над устроением Печатного Двора и только в 1563 году приступили к изготовлению книг. Иван Фёдоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил.
Первую книгу «ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ» делали целый год. Она вышла в 1564 году.
Ровно 450 лет тому назад (сейчас 2014г.)
После первой книги появились и другие. Но неспокойно шла работа на Печатном Дворе. У печатной книги были сильные союзники, но немало было у неё и врагов.
Союзником и покровителем был сам царь Иван Грозный, который основал Печатный Двор. Иван Грозный понимал, какое это сильное оружие – печатное слово, и хотел направить его против своих врагов – бояр.
Врагами печатной книги были бояре и духовенство. Бояре противились всем начинаниям царя. А монахи не хотели упускать из рук переписку книг, боясь, что печатный станок сделает грамоту доступной всему народу. Они уверяли царя, что всякий успех в образовании может произвести переворот в государстве. Как-то ночью дом, в котором находилась типография, подожгли. Станки с буквами сгорели.
Ивану Фёдорову и его товарищам пришлось бежать за границу. В послесловии к одной из своих книг они написали: «Сия ненависть нас от отечества и от рода нашего изгнала в иные страны незнаемые переселила».
Но печатное слово не так-то легко было победить. Через несколько лет в Москве уже опять печатались книги.
Печатаются они и по сей день. Конечно, многое в книгопечатании изменилось. Тексты теперь набираются не вручную из отдельных литер, а на компьютере, информация из которого передаётся на специальное устройство, которое само готовит печатные формы. А современные печатные машины позволяют не только выполнить на бумаге оттиски букв, но и передать красочные изображения с миллионами оттенков разных цветов.

Появились и электронные книги. Сотни разных произведений без труда умещаются в маленькой коробочке, а нужный текст выводится на экран. Сейчас электронные книги вошли в моду. Их очень удобно брать с собой в путешествие.
Но всё же – ничто не заменит радости перелистать простые бумажные странички!
Герои книг ждут вас, ребята!
|