В начале1811 года был опубликован Указ Сената об основании Лицея для отпрысков знатнейших фамилий. Утверждённое императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810года) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами.
К началу октября 1811 года всё в Лицее было готово для приёма воспитанников. Здание внутри перестроено и заново отделано. Для воспитанников, профессоров, служителей сшита форменная одежда; закуплены книги и учебные пособия. В галерее была библиотека.
Императорский Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к важнейшим частям службы государственной».
Первый директор Царскосельского лицея – ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ МАЛИНОВСКИЙ.
Император Александр I лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников лицея и лично роздал им через шесть лет награды и дипломы.
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ – высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 году в Царском Селе (ныне г.Пушкин Ленинградской области); открыт 19 октября 1811 (корпус лицея перестроен из старого здания в 1811, архитектор В.П.Стасов.)

Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1812 – военного ведомства. В лицей принимались дети 11-14 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17гг.) до 100 ( с 1832г.)
У каждого лицеиста – своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.
В продолжение 6 лет обучения ( два 3-годичных курса, с 1836 -4 класса по 1.1/2 г.)
В Царскосельском лицее изучались науки: нравственные(закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономика); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические(российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математика, география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа.
Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го и 9-го классов. Для желающих поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.
В 1814-29гг. при Царскосельском лицее действовал Благородный пансион.
В первые годы существования (1811-1817гг.) в Царскосельском лицее создавалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н.М. Карамзина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения ( А.С. ПУШКИН, А.А.ДЕЛЬВИГ, В.К.КЮХЕЛЬБЕКЕР, В.Д.ВОЛЬХОВСКИЙ, А.Д. ИЛЛИЧЕВСКИЙ, К,К,ДАНЗАС, М,Л,ЯКОВЛЕВ и многие другие).
Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. 1814 года стали печатать известные журналы «Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын Отечества».
В конце 1843 года Царскосельский лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 года переведён в Петербург. Закрыт после Октябрьской революции 1917 года в связи с отменой сословных привилегий.
За 33 года существования Царскосельского лицея – его окончили 286 человек, в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 года – А.С.ПУШКИН, А.А.Дельвиг, декабристы В.К.Кюхельбекер, И.И.Пущин; 5 лет в нём учился М.Е.Салтыков-Щедрин (последний год, 1844-й –в Александровском лицее) и др.
Царскосельский лицей – обитель талантов и свободолюбивых настроений. Лицей – это, прежде всего, образ полнокровной и, главное, одухотворённой юности. Здесь щедрость, щедрость богатства душевного. Здесь святая, чисто юношеская надежда, не надежда, а вернее потребность отдать, а не взять, поделиться, а не утаить. Здесь и безоглядное озорство – от избытка сил. Здесь первичная прививка свободы и чести, совести и мужества. Здесь первоначальный запас идеалов и верность им.
В конечном счёте, культура, без которой нет чувств человеческого достоинства, нет «самостоянья» человека, без которой трудно или невозможно ориентироваться в этом мире, зато легко потерять себя в нём.
День основания Лицея, вошёл в историю с именем Пушкина.

Среди первых воспитанников лицея был Александр Сергеевич Пушкин.
И признаюсь, мне во сто крат милее
Младых повес счастливая семья,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
Где споря вслух, где чувствую живее.
Эти стихи А.С.Пушкин посвятил друзьям – лицеистам, с которыми его связывала тесная дружба. Пушкин настолько многогранен, что невозможно представить его творчество без стихов о любви и дружбе. Они отличаются глубокой искренностью, богатством переживаний, гуманностью.
Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрёл в Лицее. Среди лицеистов были, конечно, и мелкие завистники, выскочки и подлизы, которых никто не любил и не уважал, - их имена давно забыты. Но живут имена тех, кто вместе с Пушкиным образовал в Царском Селе, рядом с императорским дворцом, вольнолюбивую «лицейскую республику». Друзьями Пушкина становится Иван Иванович ПУЩИН, Антон Антонович ДЕЛЬВИГ, Вильгельм Карлович КЮХЕЛЬБЕКЕР.
У лицеистов были прозвища. У Пушкина – «Француз», у Пущина – «Жанно», у Дельвига -«Тося», у Кюхельбекера – «Кюхель», «Кюхля».
В свободное от занятий время лицеисты литераторствовали – издавали рукописные журналы, которые носили названия, - «Вестник», «Неопытное перо», «Для удовольствия и пользы», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец», «Мудрец – поэт»(или «Лицейская Антология». Все вместе сочиняли «национальные песни», где в шутливых, иногда и злых куплетах высмеивали свои недостатки и слабости своих наставников. Душою литературного кружка был Пушкин, а около него группировались лицейские поэты: Дельвиг, Илличевский, Корсаков, Кюхельбекер, Яковлев и некоторые другие.
«Пушкин… - рассказывал И.И.Пущин, - постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точал на всех эпиграммы и проч. Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его, в некоторых современных московских изданиях»
Но вышло так, что именно в Царскосельском лицее, где расцветал гений Пушкина, вышли из его стен и отправились на каторгу самые близкие друзья Пушкина – Пущин и Кюхельберг.
А.С.Пушкин покинул Лицей 11 июня 1817 года. Из лицейской республики поэт увозит с собою свободолюбивые настроения и враждебный самодержавию дух:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок!
Тираны мира трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Класс, как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и государственные преступники, сельские домоседы и неугомонные путешественники…
«Пушкин – это наше всё» - сказал Достоевский. И дело не только в поэзии, литературе, в русском языке: как Лицей Пушкину, так и Пушкин России задал духовные ориентиры.
Не случайно в одном из лучших своих стихотворений Пушкин пишет:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Дружбой освещены – иначе не скажешь – вся его жизнь и поэзия. Вероятно, никто из русских поэтов не воспел дружбу так, как Пушкин.
Тайна безмерного обаяния его поэзии, вероятно, в том, что каждое мгновение жизни Пушкин переживал остро и возвышенно, ощущая себя истинным современником, свидетелем всего происходящего в мире: трагического и прекрасного. Он был велик в надеждах и заблуждениях, в любви к людям, к природе, к Родине.
….Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идёт к тебе навстречу
Духовной жаждою томим.
У Пушкина появляются друзья среди литераторов. В Лицее его навещает прославленный поэт Василий Андреевич Жуковский. «Это надежда нашей словесности, - пишет он Вяземскому, - нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». Между Пушкиным и Жуковским возникает и крепнет дружба.
Николай Михайлович Карамзин, автор «Бедной Лизы» и «Истории государства Российского», приехал в Лицей, вызвал молодого поэта и напутствовал его: «Пари, как орёл, но не останавливайся в полёте»! Дом Карамзиных оставался для Пушкина самым близким до конца его дней.
В лицейские годы Пушкин испытал сильное нравственное и идейное воздействие одного из самых оригинальных умов России – автора знаменитых «Философских писем» Петра Яковлевича Чаадаева. Именно к нему, Чаадаеву, обращены замечательные строки:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Тайные и явные недоброжелатели –завистники злословят, плетут интриги. Назревает конфликт поэта со светской «чернью». Внешне он сводился к случайному событию: за женой Пушкина начал нагло ухаживать Жорж Дантес, французский красавец, принятый на русскую службу по протекции высоких покровителей. Но вслед за тем была пущена сплетня, марающая честь пушкинской семьи, которая с готовностью была подхвачена в столичных салонах
О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и в умиленье!
Эти строки поэт относил не только к Барклаю –де-Толли, но и к самому себе. Постоянная вражда между поэтом и «жрецами минутного», светской чернью, в окружении которой он вынужден был жить, неминуемо должна была привести к открытому столкновению.
И вот настал роковой день 27 января 1837 года , в 5-м часу вечера, на Чёрной речке в Петербурге дуэлью с кавалергардским поручиком Дантесом-Геккереном заканчивалась трудная, мучительная борьба Пушкина за независимость и самоуважение поэта. В квартире на Мойке рядом с кабинетом, где лежит смертельно раненный поэт, собрались друзья. Среди них В.И.Даль, врач и писатель, с которым Пушкин сблизился и подружился во время поездки по местам, связанным с пугачевским восстанием.
«Мне приятно видеть вас, - сказал ему Пушкин, - и не только как врача, но и как близкого мне человека по общему нашему литературному ремеслу»
И даже в эту трагическую минуту Пушкин вспомнил о друзьях: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».
А за тысячи вёрст от Петербурга в сибирской ссылке И.И.Пущин так отозвался на смерть друга: «…в грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях». Точнее и лучше не скажешь.
Величие лицейских лет в
Их искренности, чести.
И как горьки, как тяжелы
Утраты горькой вести.
Да, всё святое было в них:
Стремление, познанья,
Порывы чистой красоты,
И вечной дружбы счастье,
И поддержать, и отогреть,
И смело заступиться.
Их благородство – вся их жизнь
Потомкам, нам учиться.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
26мая(6июня) 1799 – 29 января( 10 февраля) 1837 года)
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» ( Н.В.Гоголь)
«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни» ( И.С.Тургенев)
|