
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ФИЛИППОВ (24.06.1912- 19.04.1990) –выдающийся советский киноактёр, обладающий подлинным комедийным даром. За всю жизнь он сыграл только одну главную роль в кино – Кисы Воробьянинова в «12 стульях». Но Филиппов был мастером эпизода, актёром, способным в трёх минутах раскрыть характер своего персонажа.
За свою долгую карьеру в кинематографе, полную взлётов и падений, артист снялся более чем в ста фильмах. Фразы из его ролей моментально становились крылатыми, а образы, созданные им в кино, - незабываемыми.
В 1974 году Сергей Филиппов был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Среди многих «злодеев поневоле» Сергей Николаевич Филиппов отличался не только талантом, но и потрясающей «демонической» внешностью. Как-то он с горечью произнёс: « Я всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы».
В начале прошлого века в одном из приволжских городков в рабочей семье Филипповых родился единственный сын, Серёжа.
Отец трудился у станка, мать занималась хозяйством и подрабатывала шитьём. Жили бедно, но любимого сына тянули, как могли.
Грянул 1917 год. Отец ушёл воевать. Больше семья его не видела.
Мать перебивалась случайными заказами: кому пальто перешить, кому платье.
Сергей был отдан в ученики к пекарю. Но Серёжа зачитался Джеком Лондоным и пересолил тесто. В итоге всю партию пришлось выбросить, а мальчику – искать нового наставника. Им стал немец – краснодеревщик. Казалось, этого флегматика ничто не может вывести из себя, но Филиппову это удалось: он испортил антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей.
Снова головная боль у матери: куда пристроить сына? Был он помощником и слесаря, и садовника, и даже грузчиком, но нигде надолго не задерживался.
Единственным занятием, которое заинтересовало Серёжу, стали танцы. Он часами стоял перед зеркалом и втайне от посторонних глаз выделывал различные па и фуэте. Как-то раз Филиппов, возвращаясь домой мимо окон клуба, стал свидетелем занятий танцевального кружка и прилип к стеклу на целый час. Дома решился признаться в своей страсти матери. Та вздохнула: танцы так танцы.
Руководитель студии окинул взглядом высокого тощего подростка с длинными руками и ногами: «Как такой может танцевать?!» Но мальчиков в группе не хватало, поэтому Филиппову дали шанс. Вскоре он уже был первым учеником и даже решил подать документы в балетное училище.
Путь в Москву, к заветной мечте, показался мгновением. Однако Сергея ждало разочарование: он опоздал. Набор в балетную студию при Большом театре закончился.
Тогда Сергей ринулся в Ленинград, чтобы поступить в хореографическое училище, но не успел и туда.
В итоге он поступил в эстрадно- цирковой техникум, где стал любимцем преподавателей.
Зная о его мечте танцевать в балете, преподаватели помогли ему сдать экзамены в Вагановское училище. Увы, Филиппова почти сразу выгнали оттуда за нарушение дисциплины.
Тем не менее после окончания учебы в эстрадно- цирковом училище его каким- то чудом приняли в Театр оперы и балета.
Во время первого же представления ему стало плохо прямо на сцене. Приехавшие медработники констатировали у молодого танцора инфаркт: виноваты были недостаток веса и голод. Балетную карьеру пришлось оставить.
Какже он сможет жить без сцены? И Филиппов поступил в театральную студию, а позже Николай Акимов пригласил его в Театр комедии.
Сергей Филиппов обладал необыкновенным талантом комедианта. В отличие от большинства «шутов по случаю», он никогда не мечтал сыграть Отелло или произнести монолог Гамлета: наслаждался ролями злодеев, лентяев, пьяниц и прочих деградирующих «элементов». Незаметно высматривал психотипы на улицах, в транспорте, в магазинах. А потом с потрясающей точностью копировал на сцене «записанные» в памяти жесты.
Наконец актёра пригласили в кино – конечно, не на главные роли. Но из любого эпизода он умел сделать шедевр. Режиссёры знали: есть Филиппов – значит, фильм публика запомнит.
Каждый из нас помнит шведского посла из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», капрала и скорохода из «Золушки», лектора из «Карнавальной ночи».
Несмотря на острый язык и вздорный характер, артист был трудоголиком и альтруистом: сам исполнял все трюки, отказывался от помощи.
Так было на съёмках «Укротительницы тигров», снятом режиссёром Надеждой Кошеверовой. Филиппов сыграл в фильме дрессировщика Алмазова. Актёр признавался, что сначала у него мурашки бежали по коже от одной только мысли о хищниках. А когда увидел их вживую, от бравады не осталось и следа: сразу понял, какую глупость совершил. Но постепенно ему удалось найти общий язык с большими кошками, и они его даже полюбили. Филиппов так заигрался, что однажды одному из тигров дал увесистого пинка, после чего на него заорал дрессировщик: «Да что вы себе позволяете! Даже я так делать не смею…»
Надежда Кошеверова приглашала Филиппова почти во все свои работы. Филиппова она считала непохожим на других, настоящим акимовским учеником:
- Филиппов поражал нас тогда своей самобытностью. Он ни на кого не был похож и никому не подражал. Странное сочетание внешней уродливости и обаяния привлекало к нему внимание. Выразительность комедийных приёмов,скупой, точный жест, эффективная подача алогичных поступков, вызывавших неудержимый хохот, - всему этому Филиппов научился у Акимова, - режиссёра, чувствовавшего и понимавшего лучше других природу смеха.
Надежда Кошеверова не расставалась с Филипповым до последних дней. «Сказка про влюблённого маляра» в 1987 году их последней совместной картиной.
Внутри он был очень ранимым, с тонкой душевной организацией, интеллигентным человеком, но зрители почему-то всегда отождествляли его с исполняемыми им героями.
Филиппов периодически жаловался коллегам: «Ну что я за актёр такой? Почему ко мне вечно лезет знакомиться всякая шваль?»
Филиппов всячески старался приукрасить жизнь хорошей шуткой. Как-то раз зимой он шёл с другом по центральной улице Петербурга. Смотрит – а там дворник ломом льдышки разбивает, большая куча образовалась. Встал Сергей Николаевич посреди ледяной груды и во всеуслышание произнёс: «Ой, я где-то тут кольцо с бриллиантом обронил!» Вокруг собралась жадная толпа желающих помочь – все глыбы разбросали. А довольный артист с гордостью удалился.
Словно желая восполнить школьные пробелы в образовании, в зрелые годы Сергей Николаевич пристрастился к чтению. Собрал огромную библиотеку, в которую входили ценнейшие раритетные издания. Нелюдимый и замкнутый, он любил проводить время в одиночестве в своей квартире.
Благодаря своей известности Филиппов мог достать практически любую вещь. Спускал все гонорары, ничего не копил. Мог вдруг сделать приятелю или совершенно незнакомому человеку очень ценный подарок.
Л. Гайдай также приглашал его в свои картины. Например фильм «Не может быть», где Филиппов выразительно и запоминающее сыграл в эпизоде в роли певца на свадьбе. Приступив в 1989 году к работе над комедией «Частный детектив, или операция «Кооперация» Леонид Гайдай вновь нашел в своей картине место для Сергея Николаевича. Это была крошечная роль пенсионера- ветерана. Филиппов с радостью согласился. Эта была их последняя совместная работа и последняя роль в кино у Сергея Филиппова.
Последние годы своей жизни Филиппов провёл в бедности и одиночестве. Актёр, любимый миллионами зрителей, умер один в своей квартире.

РОМАН СЕРГЕЕВИЧ ФИЛИППОВ
Родился будущий артист 24 января 1936 года в Симферополе.
Его тец, Сергей Александрович Филиппов, был провинциальным актёром. Внешне Роман был очень похож на папу, но особенно роднила их какая-то хищная складка в крыльях носа.
Вторая жена отца, Ирина Сергеевна, женщина высокой культуры, не имела, однако, непосредственного отношения к театру, но постоянно интересовалась им.
В 40-е годы семья Филипповых перебралась в Горький (ныне – Нижний Новгород), там Роман закончил десять классов школы №8 (сейчас лицей №8), которая тогда располагалась на площади Минина и Пожарского, в центре города Горького, на месте Выставочного центра.
Жили Филипповы на улице Минина, д.16 (дом не сохранился).
И хоть вырос Роман в актёрской семье, но для сцены себя специально не готовил. Он увлекался шахматами, был очень компанейский, и ребята старались быть поближе к нему. Он много читал и очень хорошо знал русскую литературу.
В музее лицея №8 сохранились воспоминания Розы Ивановны Еремеевой, учителя литературы и русского языка, по словам которой, Роман настолько прекрасно декламировал стихи, читал рассказы, что все останавливались, слушая его. Одноклассники всегда тепло вспоминали о нём – всегда весёлый, добрый, душа компании.
В 1953 году в Горький из Москвы приехал на гастроли Малый театр. Знаменитую актрису труппы Веру Пашенную администрация школы №8, где учился Роман, попросила прослушать учеников на предмет сценического таланта.
На прослушивание одним из первых появился рослый, могучий, загорелый, в тапочках десятиклассник Роман Филиппов, и в обыденной жизни говоривший густым оперным басом. Дождавшись своей очереди, он вошёл в класс, где сидела за столом и что-то писала Вера Пашенная. Роман звучно с ней поздоровался.
Актриса только вскинула на него глаза и тут же выдохнула: «Всё! Вы можете идти: сдавайте экзамены в театральное!» Больше никаких вопросов к нему не было, вообще ничего. Она просто услышала его реплику, его голос, интонацию, и ей как профессионалу это было достаточно.
Через год Роман стал студентом театрального училища им. Щепкина, где его педагогом была…Вера Пашенная, сумевшая разглядеть большой талант с первого слова!
Сокурсниками Филиппова стали Юрий Соломин, Алексей Эйбоженко, Виктор Борцов…
После окончания училища в 1957 году Роман Филиппов был принят в Малый театр. Главным режиссёром там был Михаил Иванович Царёв. Правда, отношения у них не сложились, и Роману Филиппову пришлось покинуть театр.
В 1960- 1961 годах он работал в Драматическом театре имени Пушкина, в 1961- 1962 годах – был артистом Москонцерта.
А затем уехал в Минск, в Академический театр имени Янки Купалы.
Со временем актёр настолько увлекся белорусской поэзией, что даже переводил любимые стихи на русский. Говорили, что произношение у него было великолепное.
Он стал заметным артистом. Великолепно исполнил роль Григория Распутина в телефильме «Крах».
За совокупность работ получил звание заслуженного артиста Белорусской ССР.
В 1969 году Филиппов вернулся в Москву и вновь вошёл в труппу Малого театра.
Много лет он выходил на подмостки Малого в классических пьесах: «На дне» (Сатин), «Дядя Ваня» (Астров), «Мещанин во дворянстве» ( Журден).
В его героях привлекали душевная широта, щедрость, мягкость, почти детская способность увлекаться, хотя в жизни он мог показаться несколько инертным. На сцене его герои были скупы на жесты и слова. При своих природных возможностях ему ничего не стоило заполнить собой всю сцену, сконцентрировать на себе всё внимание зала. Но Роман Сергеевич понимал, что это самый лёгкий, но не лучший ход. Он учился владеть собою, своим телом, голосом, темпераментом, чтобы подчинять их задаче спектакля, не нарушать его художественной целостности.
Над могучим телосложением и голосом Романа Филиппова коллеги подшучивали: «Даже в крохотной роли не затеряется!...»
Мелкий чиновник Юлий Цезаревич Камнеедов из новогодней комедии «Чародеи», громила из фильма «Старики-разбойники», гость с Колымы из «Бриллиантовой руки», рубаха-парень Вася Зайцев из «Девчат», бездарный поэт Никифор Ляпис-Трубецкой в «12 стульях», также пополнили компанию колоритных эпизодических персонажей.
Один из первых эпизодов фильма «Джентльмены удачи», где Филиппов в роли Николы Питерского «строит» героя Евгения Леонова, запомнился зрителям не меньше, чем похождения главных героев картины. А ведь вся роль Филиппова в фильме – какие-то две строчки.
А наиболее значительной работой Романа Филиппова в кино стала небольшая роль Коновалова – великолепного типа из галереи горьковских босяков в картине «По Руси».
Но главной ролью Романа Филиппова стала роль Деда Мороза. В начале 70-х он был назначен главным Дедом страны, поздравляющим всех советских детей на самой престижной – Кремлевской – ёлке. И он играл эту свою главную в жизни роль целых 20 лет!
Филиппов дорожил оказанным доверием.
Дед Мороз Романа Филиппова был очень земным волшебником: любил пошутить, частенько искромётно импровизировал, выходя в зал, и не боялся показаться смешным. За это его до сих пор помнят уже выросшие дети.
Последняя ёлка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Сергеевича Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 года.
В следующем году уже другой актёр выступал под запись его раскатистого: «Здра-авствуйте, детишки!»
19 февраля 1992 года актёра не стало: причиной его скоропостижной смерти стал оторвавшийся тромб.
Актриса, игравшая роль Снегурочки в последнем спектакле Филиппова, вспоминает символическую оговорку ведущих шоу:
- Обычно спектакль завершался словами: «Дед Мороз не прощается с вами». В этот раз почему-то вдруг сказали: «Прощается».
И оказались правы….
Актёр сыграл в 57 фильмах и навсегда останется в памяти людей разных поколений.
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ФИЛИППОВ (24.06.1912- 19.04.1990) –выдающийся советский киноактёр, обладающий подлинным комедийным даром. За всю жизнь он сыграл только одну главную роль в кино – Кисы Воробьянинова в «12 стульях». Но Филиппов был мастером эпизода, актёром, способным в трёх минутах раскрыть характер своего персонажа.
За свою долгую карьеру в кинематографе, полную взлётов и падений, артист снялся более чем в ста фильмах. Фразы из его ролей моментально становились крылатыми, а образы, созданные им в кино, - незабываемыми.
В 1974 году Сергей Филиппов был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Среди многих «злодеев поневоле» Сергей Николаевич Филиппов отличался не только талантом, но и потрясающей «демонической» внешностью. Как-то он с горечью произнёс: « Я всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы».
В начале прошлого века в одном из приволжских городков в рабочей семье Филипповых родился единственный сын, Серёжа.
Отец трудился у станка, мать занималась хозяйством и подрабатывала шитьём. Жили бедно, но любимого сына тянули, как могли.
Грянул 1917 год. Отец ушёл воевать. Больше семья его не видела.
Мать перебивалась случайными заказами: кому пальто перешить, кому платье.
Сергей был отдан в ученики к пекарю. Но Серёжа зачитался Джеком Лондоным и пересолил тесто. В итоге всю партию пришлось выбросить, а мальчику – искать нового наставника. Им стал немец – краснодеревщик. Казалось, этого флегматика ничто не может вывести из себя, но Филиппову это удалось: он испортил антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей.
Снова головная боль у матери: куда пристроить сына? Был он помощником и слесаря, и садовника, и даже грузчиком, но нигде надолго не задерживался.
Единственным занятием, которое заинтересовало Серёжу, стали танцы. Он часами стоял перед зеркалом и втайне от посторонних глаз выделывал различные па и фуэте. Как-то раз Филиппов, возвращаясь домой мимо окон клуба, стал свидетелем занятий танцевального кружка и прилип к стеклу на целый час. Дома решился признаться в своей страсти матери. Та вздохнула: танцы так танцы.
Руководитель студии окинул взглядом высокого тощего подростка с длинными руками и ногами: «Как такой может танцевать?!» Но мальчиков в группе не хватало, поэтому Филиппову дали шанс. Вскоре он уже был первым учеником и даже решил подать документы в балетное училище.
Путь в Москву, к заветной мечте, показался мгновением. Однако Сергея ждало разочарование: он опоздал. Набор в балетную студию при Большом театре закончился.
Тогда Сергей ринулся в Ленинград, чтобы поступить в хореографическое училище, но не успел и туда.
В итоге он поступил в эстрадно- цирковой техникум, где стал любимцем преподавателей.
Зная о его мечте танцевать в балете, преподаватели помогли ему сдать экзамены в Вагановское училище. Увы, Филиппова почти сразу выгнали оттуда за нарушение дисциплины.
Тем не менее после окончания учебы в эстрадно- цирковом училище его каким- то чудом приняли в Театр оперы и балета.
Во время первого же представления ему стало плохо прямо на сцене. Приехавшие медработники констатировали у молодого танцора инфаркт: виноваты были недостаток веса и голод. Балетную карьеру пришлось оставить.
Какже он сможет жить без сцены? И Филиппов поступил в театральную студию, а позже Николай Акимов пригласил его в Театр комедии.
Сергей Филиппов обладал необыкновенным талантом комедианта. В отличие от большинства «шутов по случаю», он никогда не мечтал сыграть Отелло или произнести монолог Гамлета: наслаждался ролями злодеев, лентяев, пьяниц и прочих деградирующих «элементов». Незаметно высматривал психотипы на улицах, в транспорте, в магазинах. А потом с потрясающей точностью копировал на сцене «записанные» в памяти жесты.
Наконец актёра пригласили в кино – конечно, не на главные роли. Но из любого эпизода он умел сделать шедевр. Режиссёры знали: есть Филиппов – значит, фильм публика запомнит.
Каждый из нас помнит шведского посла из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», капрала и скорохода из «Золушки», лектора из «Карнавальной ночи».
Несмотря на острый язык и вздорный характер, артист был трудоголиком и альтруистом: сам исполнял все трюки, отказывался от помощи.
Так было на съёмках «Укротительницы тигров», снятом режиссёром Надеждой Кошеверовой. Филиппов сыграл в фильме дрессировщика Алмазова. Актёр признавался, что сначала у него мурашки бежали по коже от одной только мысли о хищниках. А когда увидел их вживую, от бравады не осталось и следа: сразу понял, какую глупость совершил. Но постепенно ему удалось найти общий язык с большими кошками, и они его даже полюбили. Филиппов так заигрался, что однажды одному из тигров дал увесистого пинка, после чего на него заорал дрессировщик: «Да что вы себе позволяете! Даже я так делать не смею…»
Надежда Кошеверова приглашала Филиппова почти во все свои работы. Филиппова она считала непохожим на других, настоящим акимовским учеником:
- Филиппов поражал нас тогда своей самобытностью. Он ни на кого не был похож и никому не подражал. Странное сочетание внешней уродливости и обаяния привлекало к нему внимание. Выразительность комедийных приёмов,скупой, точный жест, эффективная подача алогичных поступков, вызывавших неудержимый хохот, - всему этому Филиппов научился у Акимова, - режиссёра, чувствовавшего и понимавшего лучше других природу смеха.
Надежда Кошеверова не расставалась с Филипповым до последних дней. «Сказка про влюблённого маляра» в 1987 году их последней совместной картиной.
Внутри он был очень ранимым, с тонкой душевной организацией, интеллигентным человеком, но зрители почему-то всегда отождествляли его с исполняемыми им героями.
Филиппов периодически жаловался коллегам: «Ну что я за актёр такой? Почему ко мне вечно лезет знакомиться всякая шваль?»
Филиппов всячески старался приукрасить жизнь хорошей шуткой. Как-то раз зимой он шёл с другом по центральной улице Петербурга. Смотрит – а там дворник ломом льдышки разбивает, большая куча образовалась. Встал Сергей Николаевич посреди ледяной груды и во всеуслышание произнёс: «Ой, я где-то тут кольцо с бриллиантом обронил!» Вокруг собралась жадная толпа желающих помочь – все глыбы разбросали. А довольный артист с гордостью удалился.
Словно желая восполнить школьные пробелы в образовании, в зрелые годы Сергей Николаевич пристрастился к чтению. Собрал огромную библиотеку, в которую входили ценнейшие раритетные издания. Нелюдимый и замкнутый, он любил проводить время в одиночестве в своей квартире.
Благодаря своей известности Филиппов мог достать практически любую вещь. Спускал все гонорары, ничего не копил. Мог вдруг сделать приятелю или совершенно незнакомому человеку очень ценный подарок.
Л. Гайдай также приглашал его в свои картины. Например фильм «Не может быть», где Филиппов выразительно и запоминающее сыграл в эпизоде в роли певца на свадьбе. Приступив в 1989 году к работе над комедией «Частный детектив, или операция «Кооперация» Леонид Гайдай вновь нашел в своей картине место для Сергея Николаевича. Это была крошечная роль пенсионера- ветерана. Филиппов с радостью согласился. Эта была их последняя совместная работа и последняя роль в кино у Сергея Филиппова.
Последние годы своей жизни Филиппов провёл в бедности и одиночестве. Актёр, любимый миллионами зрителей, умер один в своей квартире.
РОМАН СЕРГЕЕВИЧ ФИЛИППОВ
Родился будущий артист 24 января 1936 года в Симферополе.
Его тец, Сергей Александрович Филиппов, был провинциальным актёром. Внешне Роман был очень похож на папу, но особенно роднила их какая-то хищная складка в крыльях носа.
Вторая жена отца, Ирина Сергеевна, женщина высокой культуры, не имела, однако, непосредственного отношения к театру, но постоянно интересовалась им.
В 40-е годы семья Филипповых перебралась в Горький (ныне – Нижний Новгород), там Роман закончил десять классов школы №8 (сейчас лицей №8), которая тогда располагалась на площади Минина и Пожарского, в центре города Горького, на месте Выставочного центра.
Жили Филипповы на улице Минина, д.16 (дом не сохранился).
И хоть вырос Роман в актёрской семье, но для сцены себя специально не готовил. Он увлекался шахматами, был очень компанейский, и ребята старались быть поближе к нему. Он много читал и очень хорошо знал русскую литературу.
В музее лицея №8 сохранились воспоминания Розы Ивановны Еремеевой, учителя литературы и русского языка, по словам которой, Роман настолько прекрасно декламировал стихи, читал рассказы, что все останавливались, слушая его. Одноклассники всегда тепло вспоминали о нём – всегда весёлый, добрый, душа компании.
В 1953 году в Горький из Москвы приехал на гастроли Малый театр. Знаменитую актрису труппы Веру Пашенную администрация школы №8, где учился Роман, попросила прослушать учеников на предмет сценического таланта.
На прослушивание одним из первых появился рослый, могучий, загорелый, в тапочках десятиклассник Роман Филиппов, и в обыденной жизни говоривший густым оперным басом. Дождавшись своей очереди, он вошёл в класс, где сидела за столом и что-то писала Вера Пашенная. Роман звучно с ней поздоровался.
Актриса только вскинула на него глаза и тут же выдохнула: «Всё! Вы можете идти: сдавайте экзамены в театральное!» Больше никаких вопросов к нему не было, вообще ничего. Она просто услышала его реплику, его голос, интонацию, и ей как профессионалу это было достаточно.
Через год Роман стал студентом театрального училища им. Щепкина, где его педагогом была…Вера Пашенная, сумевшая разглядеть большой талант с первого слова!
Сокурсниками Филиппова стали Юрий Соломин, Алексей Эйбоженко, Виктор Борцов…
После окончания училища в 1957 году Роман Филиппов был принят в Малый театр. Главным режиссёром там был Михаил Иванович Царёв. Правда, отношения у них не сложились, и Роману Филиппову пришлось покинуть театр.
В 1960- 1961 годах он работал в Драматическом театре имени Пушкина, в 1961- 1962 годах – был артистом Москонцерта.
А затем уехал в Минск, в Академический театр имени Янки Купалы.
Со временем актёр настолько увлекся белорусской поэзией, что даже переводил любимые стихи на русский. Говорили, что произношение у него было великолепное.
Он стал заметным артистом. Великолепно исполнил роль Григория Распутина в телефильме «Крах».
За совокупность работ получил звание заслуженного артиста Белорусской ССР.
В 1969 году Филиппов вернулся в Москву и вновь вошёл в труппу Малого театра.
Много лет он выходил на подмостки Малого в классических пьесах: «На дне» (Сатин), «Дядя Ваня» (Астров), «Мещанин во дворянстве» ( Журден).
В его героях привлекали душевная широта, щедрость, мягкость, почти детская способность увлекаться, хотя в жизни он мог показаться несколько инертным. На сцене его герои были скупы на жесты и слова. При своих природных возможностях ему ничего не стоило заполнить собой всю сцену, сконцентрировать на себе всё внимание зала. Но Роман Сергеевич понимал, что это самый лёгкий, но не лучший ход. Он учился владеть собою, своим телом, голосом, темпераментом, чтобы подчинять их задаче спектакля, не нарушать его художественной целостности.
Над могучим телосложением и голосом Романа Филиппова коллеги подшучивали: «Даже в крохотной роли не затеряется!...»
Мелкий чиновник Юлий Цезаревич Камнеедов из новогодней комедии «Чародеи», громила из фильма «Старики-разбойники», гость с Колымы из «Бриллиантовой руки», рубаха-парень Вася Зайцев из «Девчат», бездарный поэт Никифор Ляпис-Трубецкой в «12 стульях», также пополнили компанию колоритных эпизодических персонажей.
Один из первых эпизодов фильма «Джентльмены удачи», где Филиппов в роли Николы Питерского «строит» героя Евгения Леонова, запомнился зрителям не меньше, чем похождения главных героев картины. А ведь вся роль Филиппова в фильме – какие-то две строчки.
А наиболее значительной работой Романа Филиппова в кино стала небольшая роль Коновалова – великолепного типа из галереи горьковских босяков в картине «По Руси».
Но главной ролью Романа Филиппова стала роль Деда Мороза. В начале 70-х он был назначен главным Дедом страны, поздравляющим всех советских детей на самой престижной – Кремлевской – ёлке. И он играл эту свою главную в жизни роль целых 20 лет!
Филиппов дорожил оказанным доверием.
Дед Мороз Романа Филиппова был очень земным волшебником: любил пошутить, частенько искромётно импровизировал, выходя в зал, и не боялся показаться смешным. За это его до сих пор помнят уже выросшие дети.
Последняя ёлка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Сергеевича Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 года.
В следующем году уже другой актёр выступал под запись его раскатистого: «Здра-авствуйте, детишки!»
19 февраля 1992 года актёра не стало: причиной его скоропостижной смерти стал оторвавшийся тромб.
Актриса, игравшая роль Снегурочки в последнем спектакле Филиппова, вспоминает символическую оговорку ведущих шоу:
- Обычно спектакль завершался словами: «Дед Мороз не прощается с вами». В этот раз почему-то вдруг сказали: «Прощается».
И оказались правы….
Актёр сыграл в 57 фильмах и навсегда останется в памяти людей разных поколений.
|