КИНОЭПОПЕЯ
СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА

14 марта 1966 года на советские экраны вышла первая часть масштабного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», которая по итогам 1966-го стала лидером проката в СССР: картину посмотрело более 58 миллионов зрителей. Вспомним, как создавалась главная эпопея отечественного кинематографа.
«Никогда еще история кино не знала экранизации столь подробной и столь бережной в обращении с текстом подлинника», – писала о фильме Сергея Бондарчука историк кино Нея Зоркая. И с этим тезисом сложно поспорить даже современным зрителям, уже искушенным разнообразными экранизациями литературной классики. Недаром в российским обществе громкие споры вызвал недавний сериал ВВС «Война и мир», который, естественно, многие сравнивали с эпопеей Бондарчука – причем в пользу последней.
Советская «Война и мир», впрочем, случилась отчасти благодаря западному кинематографу. В 1959 году на экраны вышел американский фильм Кинга Видора с Одри Хепберн и Генри Фонда в главных ролях. Картина была так хорошо принята зрителями, что советские чиновники сразу же задумались об отечественной экранизации романа Толстого. До этого единственная кинопостановка «Войны и мира» была осуществлена в 1915 году режиссером Яковом Протазановым. В начале 1960-х к делу решили отнестись со всей серьезностью и снять фильм, который своим масштабом поразит не только отечественную, но и мировую киноиндустрию.
Масштабная работа над почти восьмичасовым фильмом длилась в общей сложности шесть лет. За это время Сергей Бондарчук два раза был на грани смерти: в 1964 году, когда снимали первый бал Наташи Ростовой, режиссер перенес сердечный приступ, а в 1965-м – клиническую смерть.
Его «Война и мир», несмотря на все сложности при производстве, по-прежнему остается главной экранизацией романа Толстого и, пожалуй, самой масштабной киноработой в истории мирового кинематографа. Это подтвердил не только небывалый зрительский успех, но и многочисленные призы международных кинофестивалей, а также американские премии «Золотой глобус» и «Оскар», которыми был отмечен фильм Сергея Бондарчука в 1969 году. Источник Год российского кино

АЛЕКСАНДР РОУ (1906-1973)

Александр Роу – кинорежиссёр, автор 16 фильмов, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР. Родоначальник и корифей жанра киносказка.
За свою жизнь Александр Роу работал только на «Киностудии имени Максима Горького», с 1930 по 1973 год. И почти все свои фильмы Роу снял в одном жанре – киносказка.
РОУ… Что-то сказочное есть в самой фамилии режиссёра. Дело в том, что отец Александра Артуровича был ирландцем, а мать – гречанкой. Вот такой интернациональный союз подарил нашей стране замечательного человека, ставшего легендой кино. Детство Александр провёл в сказочно- живописном городе Сергиев Посад. Возможно, это и повлияло на то, что он стал страстным любителем русских народных сказок и сумел открыть их для кинематографа.

ФИЛЬМОГРАФИЯ
- «По щучьему веленью» (1938)
- «Василиса Прекрасная» (1939)
- «Конёк- Горбунок» (1941)
- «Кощей Бессмертный» (1944)
- «Майская ночь, или Утопленница» (1952)-
- «Марья – искусница» (1959)
- « Вечере на хуторе близ Диканьки» (1961)
- «Королевство кривых зеркал» (1963)
- «Морозко» (1964)
- «Огонь, вода и…медные трубы» (1967)
- « Варвара – краса, длинная коса» (1969)
- «Золотые рога» (1972)

ЗИМНЯЯ СКАЗКА ЛЕТОМ
Свой первый самостоятельный фильм – «По щучьему велению» - Роу снял в 1938 году. Почти всё действие киносказки происходит в зимнее время, но вот снег уже растаял, а съёмки никак не заканчиваются. В этой экстремальной ситуации Роу пришлось действовать решительно – он переписал сюжет в угоду съёмочному плану. В итоге к сказочным желаниям Емели добавилось ещё одно: «Обернись, зима лютая, летом красным». Так в фильме появился новый трюк – моментальное превращение зимы в лето.
С тех пор наученный опытом режиссёр взял за правило зимнюю натуру (так в кино называют съёмки на открытом пространстве, а не в помещении) снимать только на севере, где зима стоит долго.
Поэтому, например, съёмки фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» по новелле Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - любимого писателя Роу – частично проходили на Кольском полуострове. Причём работа над фильмом продолжалась даже в самый лютый мороз- такой, при котором сегодня детям запретили бы идти в школу. Вот местным жителям было диво: для постановки в заснежено- пустынных северных широтах Мурманской области построили целый малороссийский хутор.
МАСТЕР СПЕЦЭФФЕКТОВ.

Киносказка Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939) – это фильм с невиданными для своего времени спецэффектами. И если сегодня впечатляющие «фокусы» творятся на компьютере, то в середине ХХ века всё приходилось делать вручную.
Самым впечатляющим в этом фильме стал Змей Горыныч.Роу задумал показать монстра «в натуральную величину». Кто там знает, какова на самом деле эта «величина», но Горыныч получился огромным. «Настоящего» Змея взялись делать загорские (Загорск – тогдашнее название Сергиева Посада) умельцы из мастерских игрушек, к которым обратился их земляк Роу. Они создали макет 11 метров длиной и 5 метров высотой. На съёмках этим гигантом управляли 20 статистов, пробравшихся в чрево Змея, как когда-то греки в Троянского коня, правда, брать хитростью съёмочную площадку они, конечно, не собирались.
Рассказывать о кино можно долго и интересно, но всё-таки интереснее его смотреть. Любая киносказка Александра Роу – это как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Приятного просмотра!

|