«Педагогика» - слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение», или «искусство воспитания». Следовательно, педагог – это ведущий за руку, воспитатель. Он ведёт практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи, имея специальную подготовку в этой области.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю школы и профессии педагога.
Школа впервые возникла в государствах Древнего Востока – колыбели культуры – примерно в III тысячелетии до н.э. Славой пользовались школы жрецов в Египте, которые готовили служителей храмов. Впоследствии эти школы оказали большое влияние на развитие школ в Греции.
В школах Спарты обучались с семи лет. Условия были действительно спартанские. Детей приучали к боли, холоду, голоду. Они спали на тростнике, пищей была обычная похлёбка. За непослушание жестоко секли, причём закричать – означало покрыть себя позором.
Основными уроками были борьба, гимнастика, обучение военному делу. На уроках чтения и письма давалось только самое необходимое.
В Афинах существовало два типа школ - школа грамматистов и школа пифагористов. В школах грамматистов учили читать, писать, считать, а в школах пифагористов – музыке, пению, поэзии. Людей, проводивших занятия в школах, стали называть учителями.
В Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Такими воспитателями, например, в Древней Руси были дяденьки, которые воспитывали племянников и племянниц. Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь, отец ребёнка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками.
Своеобразной формой домашнего воспитания детей феодальной знати было кормильство. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. Кормилец был наставником – воспитателем, в обязанности которого входило умственное, нравственное и военно –физическое воспитание княжича. Позже появились так называемые мастера грамоты, которые основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях.
В период Средневековья потребность в образованных людях возросла, что привело к необходимости создания школ, которые могли бы дать более глубокое и систематическое образование. При монастырях стали создавать школы, в которых учителя – священнослужители преподавали закон божий, славянский и греческий языки, риторику, философию и другие дисциплины.
На протяжении XV - XVII веков место священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку, а школы стали приближаться по типу к начальной общеобразовательной школе.
При Петре I складывается система светской школы. Указ царя предписывал всем дворянским и подъячим детям учиться в так называемых цифирных школах. Без получения свидетельства об окончании такой школы «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно строгий запрет был для детей крепостных. В дворянских семьях преобладало домашнее обучение.
Во второй половине XVIII века в России начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах открывались четырёхклассные гимназии, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных – двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. При каждом церковном приходе учреждались одногодичные церковно-приходские училища. Однако обеспеченность школ учителями была очень низка. В каждом уездном училище начала ХIX века работали только 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии 8 учителей вели четырёхлетний курс обучения.
Первая гимназия в России была учреждена в Санкт –Петербурге в 1726 году. А с 1804 года в каждом уездном городе стали открываться мужские гимназии, где учились 8 лет. В России существовали и женские гимназии, в которых девушки проводили 7 лет и получали аттестат учительницы начальной школы. Дополнительный год обучения в педагогическом классе давал выпускнице звание домашней учительницы – наставницы.
В XVIII веке появились первые государственные школы и в Сибири. Учителями в школах, которые действовали в основном при церквях, были священнослужители. Учителей со специальным образованием не было, а те, кого присылали по направлению, не задерживались из-за отсутствия нормальных условий для работы. Поэтому местные жители нанимали учителя для своих детей из числа тех, кто хоть немного был обучен грамоте и способен был научить читать и писать, из числа дьяконов или отставных солдат, политических и ссыльных или крестьян- середняков.
Учителю редко платили деньгами, чаще рассчитывались продуктами, одеждой, а то и просто нехитрым обедом после уроков. Занятия проводились по очереди на дому у жителей, поэтому школы назывались надомными.
В России слово «школа» начали широко использовать только в ХХ веке после образовательных реформ 1917-1918 годов. В 1920-е годы в Сибири, как и во всей стране, встал вопрос о всеобщем начальном обучении и ликвидации неграмотности в среде взрослого населения. С поразительной быстротой стал расти число школ и, соответственно, учителей.
Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII века. В 1779 году была основана Учительская семинария при Московском университете, в 1782 году – Петербургский педагогический институт.
В наше время профессию педагога можно получить в средних (педагогических училищах и колледжах) и высших профессиональных учебных заведениях (институтах, академиях, университетах)
Славим профессию,
Низкий поклон учителю.
Он будет нужен и через века.
Пусть дети рождаются,
Род людской не кончается –
у всех вас работа всегда.
Важнейшие качества педагога – это милосердие, гуманность и человечность – а знания придут. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Специальность педагога требует больших физических усилий, а поэтому, как это ни кажется странным, предъявляет очень большие требования к здоровью. При работе педагога необходимо иметь развитые голосовые связки, хорошее зрение, способность долго стоять, много ходить, легко двигаться. Нервная нагрузка у людей педагогических профессий весьма высока. Вероятно, поэтому долгожители среди педагогов встречаются редко.

Мы ни о чем не сожалеем,
И лишь за школу мы болеем.
Что же, видно, судьба такая –
Книжки, тетрадки, ручки круглый год.
Трудно теперь себе представить,
Что мы могли совсем другими стать,
Школе служить мы рады,
И добровольно из неё мы не уйдём!
Иоганн Гёте считал: «Тех, у кого мы учимся, правильно называют нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Действительно, педагогом может быть не каждый, это профессия для избранных. Педагогический труд непрост, так как требует огромных физических, умственных и душевных сил, но в то же время это очень интересная и творческая профессия.
Быть учителем – это значит
Свято верить в свою удачу,
Принимать всё, как есть, на свете,
Помнить – рядом с тобою дети,
Поддержать и утешить друга,
Не сходить с бегущего круга,
Принимать пораженье стойко,
Ставить твёрдой рукою «двойку»,
Пошутить в подходящем месте,
Песню спеть – тоже дело чести…
Быть артистом, судьёй и богом –
Да, нелёгкая это дрога.
Не стремись ты её объехать
И тогда добьёшься успеха.
* * *
Учитель России – высокое званье!
Это не должность, а это призванье.
Учитель любимый – такой человек,
Которого мы не забудем вовек!
Учитель России – почётное званье!
Он детям даёт очень нужные знанья.
А мудрый учитель – такой человек,
Которого мы не забудем вовек!
Учитель России – скромное званье!
Но сколько терпенья и сколько признанья!
Тактичный учитель – такой человек,
Которого мы не забудем вовек!
* * *
В день осенний, когда у порога
Задышали уже холода,
Школа празднует день педагога-
Праздник мудрости, знаний, труда.
День учителя! Вслушайтесь сердцем
В эти звуки, что дороги нам.
Всем, что связано с юностью, детством,
Мы обязаны, учителям!
Горечь первой досадной ошибки,
Сладость первых нелёгких побед –
Пусть же всё отразится в улыбке,
Излучающей мудрость и свет.
Вы душою – всегда молодые,
Труд и радости с нами деля,
Наши строгие, наши родные,
Терпеливые учителя!
Сил вы нам отдаёте немало
И любви – несмотря ни на что.
Как вы верите в нас! И, пожалуй,
Верить так не умеет никто.
Ни вчера, ни сегодня, ни завтра
Не погаснет той веры свеча
Без учителя – нет космонавта,
Инженера, поэта, врача.
Жизнь велит вам учить, нам- учиться.
Опыт ваш- это мудрости клад.
Всё, что взяли от вас, пригодиться
И весомее станет в стократ.
Свету, чуткости, правде учите
Наши души и наши умы.
Всё, что в жизни вы нам зададите,
Постараемся выполнить мы.
* * *
Учитель-это тонкая работа:
Он скульптор, он художник, он- творец.
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь ЧЕЛОВЕК – труда его венец!
Важнейшая профессия, она незаменима:
Учитель по призванию, как это оценить?
Бывает он хороший, а есть ещё любимый,
Но все они стараются добру детей учить.
* * *
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!
Пусть обходят стороной
Вас всегда ненастья.
Чтоб на всё хватило
Здоровья и сил,
Чтоб мечты сбывались,
Очень мы хотим!
* * *
РОДНЫЕ УЧИТЕЛЯ!
Мы говорим тепло и просто
Такие добрые слова:
Желаем творческого роста,
Чтоб не болела голова,
Чтоб дети ваши не грубили,
Пугая жестокостью сердец,
Чтоб вас они всегда любили
И уважали, наконец.
Чтоб ежедневно на работу
С улыбкой шли и не спеша,
И, чтоб с работы возвращаясь,
Всё пело: сердце и душа!
Чтоб ваше сердце не болело,
Чтоб, наполняя паруса,
Одним простым кусочком мела
Вы открывали чудеса!
Так пусть всегда вам звёзды светят,
Поют поутру петухи,
Пускай всегда вас любят дети,
Мы будем вам писать
* * *
Уважаемые педагоги!
Скажем вам за всё спасибо.
Вы любите предмет свой,
Очень счастливы в своей работе.
Так же будьте вы красивы.
Счастья вам – на годы,
Здоровья – на века!

|