Мир кино, как и мир любого вида искусства, уникален. Технические возможности кинематографа позволяют создавать на большом экране совершенно невероятные и фантастические миры. Сюжет современного фильма ограничивает лишь бюджет кинокомпании, воображение сценариста и режиссёра.

Как обстояли дела в Советском Союзе? Бюджеты большинства отечественных фильмов не могли угнаться за капиталистически – ориентированной «Фабрикой грёз» (ироничное название голливудских киностудий, прижившееся в прессе 1920—годов), где выпуск кинокартин был масштабным бизнес- конвейером, который приносил громадную прибыль многочисленным киностудиям.
Однако коммерческий успех ещё не означает, что американское кино было лучше или хуже советского. Это два совершенно разных культурных феномена – плоды противоположных по своему менталитету духовных систем.
Как и Соединённые Штаты Америки (далее – США), Советский Союз обладал развитой сетью съёмочных площадок и павильонов по всей стране, объединённых в киностудии. Основной объём творческих работ был сосредоточен вокруг нескольких самых крупных: киностудия имени А. Довженко, киностудия имени М.Горького, Одесская киностудия, «Ленфильм», «Мосфильм».
Несмотря на то, что советский детско-юношеский кинематограф не мог похвастаться хорошим финансированием, отношение к этим фильмам в стране было особым. Под них в 1936 году в Москве создали киностудию «Союздетфильм». Её сформировали на базе «Межрабпомфильма» - приемника знаменитого киноателье «Русь» М.С. Трофимова.
В стенах киноателье «Русь отсняли один из первых фильмов в жанре фантастики – «Аэлита» (1924 год, режиссёр Я.А. Протазанов)
В 1948 году «Союздетфильм» указом И.В.Сталина переименовали в киностудию имени М.Горького. Здесь в 1941 году зародилось стереоскопическое кино, которое стало «отцом» 3D- кинематографа.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
 
На протяжении ХХ века «Фабрика грёз» выпустила сотни кинокартин, но не многим удалось стать шедеврами и войти в золотой фонд произведений искусства мировой кинокультуры.
Среди самых знаменитых фильмов для детей и юношества: «Питер Пэн» (1924год, режиссёр Г.Бренон), «Копи царя Соломона» (1950год, режиссёры К. Беннет и Э. Мортон), «Волшебник страны Оз» (1939год, режиссёр В. Флеминг), «Оленёнок» ( 1946год, режиссёр К. Браун), «20 000 лье под водой» (1954 год, режиссёр Р. Флейшер), «Путешествие к началу времён» (1955 год, режиссёр К.Земан), «Путешествие к центру земли» (1959 год, режиссёр Г.Левин), «Маленький принц» (1974 год, режиссёр С.Донен), «Герби снова на ходу» (1974 год, режиссёр Р. Стивенсон), «Звёздные войны» (киносага, эпизоды: IV (1977год),V (1980год), VI (1983год), режиссёр Д.Лукас), «Назад в будущее» (фильмы: первый (1985год), второй (1989год), третий (1990год), режиссёр Р.Земекис)
Львиную долю детского кино продюсировал один человек – Уолт Дисней.
ЗВЁЗДНЫЕ ИМЕНА ДЕТСКОГО КИНО
В большинстве детско-юношеских фильмов режиссёрами был задействован «звёздный» актёрский состав.
Пример:

ФАИНА РАНЕВСКАЯ – Мачеха в кинофильме «Золушка»,

ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР – Баба Яга,

НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ – Урри из кинофильма «Приключения Электроника»
Многие актёры драматического театра стали знамениты благодаря этим кинокартинам и удачным амплуа, которые они воплотили на большом экране.
Пример:

ГЕОРГИЙ МИЛЛЯР – Кащей Бессмертный и Баба Яга,

НАТАЛЬЯ АНДРЕЙЧЕНКО – Мэри Поппинс,

А.ЗУЕВА – рассказчица в советских фильмах- сказках.
1930-1970-е годы – время бурного развития звукового детско-юношеского кинематографа. Положительных героев играют разные актёры, а вот в ролях отрицательных персонажей, таких как Кащей Бессмертный и Баба Яга, мы почти всегда видим Георгия Францевича Милляра. Причём практически в каждом фильме, где он снимался, артист исполнял две роли. Режиссёр А.Роу, который за всю свою творческую карьеру отснял девятнадцать кинокартин (четырнадцать – фильмы – сказки), постоянно приглашал Милляра на роль Бабы Яги.
За всё время кинопроб к А.Роу на роль Бабы-Яги приходило огромное количество известных актрис театра и кино. Среди их числа была и Ф.Раневская. Однако ни одна кандидатура не устраивала режиссёра. Тогда он обратился за творческим советом к Г.Милляру, на что тот сказал: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю»
Позже режиссёр вспоминал, что образ, который артист создал на съемочной площадке, получился настолько правдоподобным, что от него «в страхе шарахались дети». Действительно, костюм, грим, мимика и жесты Г.Милляра в образе Бабы –Яги стали каноничными в восприятии публикой этого персонажа.
70-80-е годы 20 века привнесли в мир детско-юношеского кинематографа новые имена. И это были имена совсем юных актёров.
Советские девчонки и мальчишки хотели подражать героям кинофильмов, а актёры, сыгравшие этих персонажей, стали народными любимцами.
Пример:

Ю. и В. ТОРСУЕВЫ – Сыроежкин и Электроник из кинофильма «Приключения Электроника»,

Н.ГУСЕВА – Алиса Селезнёва из кинофильма «Гостья из будущего»,

Д.ИОСИФОВ– Буратино из одноимённого фильма,

С.СТУПАК – Пеппи из кинофильма «Пеппи Длинныйчулок».
Справка: Кинокартины можно найти и посмотреть в открытом доступе в сети Интернет.
Молодёжь 21 века мало знакома советскими фильмами. А ведь, помимо своей развлекательной функции, эти кинокартины несут в себе воспитательную функцию. Понятия о добре и зле, настоящей и бескорыстной дружбе, беззаветной любви, любви к родной земле порой выглядят в фильмах просто и даже несколько наивно. Однако они – мощный инструмент для морально-эстетического воспитания юного зрителя.

Советую просмотреть на новогодних каникулах фильмы на новогоднюю тематику: «Снежная сказка» (1959год, режиссёры А. Сахаров и Э. Шенгелая), «Морозко» (1964год, режиссёр А.Роу), «Снежная королева»(1966год, режиссёр Г.Казанский), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961год, режиссёр А.Роу), «Снегурочка» (1968год, режиссёр П.Кадочников), «Двенадцать месяцев» (1972год, режиссёр А.Граник), «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975год, режиссёры И.Усов и Г.Казанский), или фильмы из списка:

СПИСОК ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ФИЛЬМОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
- «По щучьему велению», 1938год, режиссёр А.Роу;
- «Василиса Прексрасная», 1939год, режиссёр А.Роу;
- «Конёк-Горбунок», 1941год, режиссёр А.Роу;
- «Кащей бессмертный», 1944год, режиссёр А.Роу;
- «Золушка»,1947год, режиссёры Н. Кошеверова и М. Шапиро;
- «Майская ночь, или Утопленница», 1952год, режиссёр А.Роу;
- «Старик Хоттабыч», 1956год, режиссёр Г.Казанский;
- «Новые похождения Кота в сапогах», 1958год, режиссёр А.Роу;
- «Марья Искусница», 1959год, режиссёр А.Роу;
- «Королевство кривых зеркал», 1963год, режиссёр А.Роу;
- «Сказка о потерянном времени», 1964год, режиссёр А. Птушко;
- «Огонь, вода и медные трубы», 1968год, режиссёр А.Роу;
- «Старая, старая сказка», 1968год, режиссёр Н. Кошеверова;
- «Варвара-краса, длинная коса», 1969год, режиссёр А.Роу;
- «Тайна железной двери», 1970год, режиссёр М.Юзовский;
- Золотые рога», 1972год, режиссёр А.Роу;
- «Тень», 1972год, режиссёр Н.Кошеверова;
- «Финист- Ясный сокол», 1975год, режиссёр Г.Васильев;
- «Приключения Буратино», 1975год, режиссёр Л.Нечаев;
- «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки», 1977год, режиссёр Л.Нечаев;
- «Приключения Электроника», 1979год, режиссёр К. Бромберг;
- «Там, на неведомых дорожках», 1982год, режиссёр М.Юзовский;
- «Мэри Поппинс, до свидания», 1983год, режиссёр Л. Квинихидзе;
- «Гостья из будущего», 1984год, режиссёр П. Арсенов;
- «После дождичка в четверг», 1985год, режиссёр М.Юзовский;
- «Остров ржавого генерала», 1988год, режиссёр В.Ховенко;
- «Раз, два- горе не беда!», 1988год, режиссёр М.Юзовский
 
|